Жилые дома богатых купцов.

XVII столетие было веком бурного развития кораблестроения.Амбар в старом городе В связи с этим в Западной Европе резко увеличился спрос на лесоматериалы, лен, коноплю, а также на зерно. Рижские купцы обогащались, торгуя этими товарами, главным поставщиком которых была Россия. Большую выгоду из этой торговли извлекало также шведское правительство. Россия не имела еще в то время выхода к Балтийскому морю и должна была мириться с тем, что предназначенные для нее товары, как и вывозившиеся ею, облагались высокими пошлинами. Рижские бюргеры добились от шведских властей права участия в управлении городской казной. Для этого была создана специальная коллегия - казначейство, в состав которого вошли два члена магистрата, пять представителей от Большой и пять от Малой гильдий.

В Музее истории города Риги и мореходства имеется картина неизвестного художника XVII века. На высоких массивных стульях за большим столом, покрытым черным сукном, сидят члены казначейства в темных одеждах с широкими воротниками. Перед каждым на столе лежит куча блестящих талеров. Господам надоело считать деньги, поэтому они отдыхают. Большая серебряная кружка с пивом и бокал с вином идут по кругу. Дом Рейтерна

Рига была перевалочным пунктом для экспорта русского зерна на запад. Весовщики из латышского братства лигеров работали не покладая рук. Они выгружали из кораблей мешки с зерном, сортировали их и доставляли на чердаки купеческих домов. Там зерно хранилось в ожидании перепродажи и отправки покупателям.

Хватало работы и у носчиков соли. Они выгружали соль из кораблей, ссыпали ее в бочки и доставляли в предназначенные для ее хранения подвалы. Часть соли в дальнейшем отправлялась в Россию, а некоторую часть закупали крестьяне, приезжавшие в Ригу.

В тяжелом труде проходили дни латышских транспортных рабочих. Лишь изредка собирались они на кружку пива в домах своих братств, которые никак нельзя было сравнить с роскошным Мюнстерским залом. Обозначение года постройки на фронте дома Рейтерна

Хотя почти во всех купеческих домах чердаки имели по четыре-пять этажей, все же в условиях растущего товарооборота они не могли удовлетворить потребность в складских помещениях. Поэтому в Старом городе начали сносить старые жилые и хозяйственные постройки и сооружать вместо них целые комплексы складов и амбаров.

Эти амбары - большие, крытые черепицей здания из кирпича и камня, обращенные торцом к улице. Крышу обычно подпирает продольный ряд крепких деревянных столбов, проходящий по всей длине здания. Первый этаж более высокий, чем остальные. В амбар ведет тяжелая дубовая дверь, обитая железом. Около двери или над нею в стену вмурована каменная эмблема, чаще всего изображающая какую-нибудь птицу, голову диковинного зверя. Суеверные рижане считали, что такими изображениями можно отпугнуть злых духов. Иногда животное было просто нарисовано краской. Фрагмент пилястра домя Рейтерна с капителью

Эти изображения служили также обозначением адреса, и склад, соответственно, назывался "Склад слона", "Склад верблюда", "Склад синего голубя" и т. д. Это было существенно, так как дома не имели еще в те времена номеров.

Под крышей каждого амбара - товар хранится и на чердаках-устроен подъемный механизм. Он представляет собой ворот, или блок, на который наматывается трос. Блок укреплен на балке, выдвинутой наружу через щипец. Несколько человек на чердаке вращают блок, и мешок, подвешенный на крюк троса, поднимается вверх; на нужном этаже его через люк подхватывают люди. Этим же способом товары спускают вниз. Резба по камню на фасаде дома Рейтерна

Амбары отделаны скромно. Единственное их украшение - железные якоря и кресты, вделанные во фронтон.1

Разбогатев, рижские купцы стали себе строить роскошные многокомнатные дома. Особенно большие изменения в жилищном строительстве произошли в XVII веке.

Изменились планировка и внешний вид зданий. Торцом к улице строились уже только амбары, а жилые дома этого периода обращены к улице продольной стеной. Вместо каменных скамей с пред дверными камнями сооружаются богато оформленные порталы. Чем богаче купец, тем великолепнее портал его дома. Дом Данненштерна

Купец И. Рейтерн был очень богат. Ему принадлежали не только амбары в Старом городе, но и весь остров Коюсала. Он решил построить себе дом, достойный такого богатства, - всем на удивление. Так появился дом Рейтерна, сооруженный в 1684- 1685 годах по проекту главного строительного мастера Риги Руперта Бинденшу.

По тем временам это очень просторное и комфортабельное здание. Его первый этаж занимали торговые помещения, на втором находились апартаменты хозяина, а на третьем, с более низкими потолками, жили приказчики. На чердаке, высота которого достигает 12 метров, был устроен склад.

Руперт Бинденшу построил это здание в новейшем архитектурном стиле своего времени-барокко. Планировка и отделка соответствовали потребностям богатого торгового дома. Лицо строения-его фасад, увенчанный фронтоном.Пилястр домя Данненштерна с капительюНа фронтоне красуются сложно переплетенные инициалы хозяина и год постройки; над ним - высеченное на камне изображение круглолицего мальчика.

Фасад здания на всю ширину расчленен шестью пилястрами. В дом ведет красивый каменный портал с колоннами. Над порталом - пышная каменная гирлянда.

Верхнюю часть здания по всей его ширине завершает красивый каменный фриз, на котором изображения животных, отчасти фантастических, чередуются с орнаментом в виде листьев и цветов. Фигуры диковинных животных имеются и с обеих сторон фриза (автор скульптурного убранства Г. Герольд).2 Каменный рельеф на фасаде дома Данненштерна

Не меньшей известностью, чем дом Рейтерна, пользуется и дом, построенный в 1694-1698 годах богатым купцом Э. Данненштерном, выходцем из Голландии. Этот человек, настоящее имя которого было Эрнст Метсью, начал свою карьеру скромным торговцем. В дальнейшем, разбогатев, он купил себе дворянский титул и новую фамилию-фон Данненштерн.

Дом Данненштерна по размерам больше дома Рейтерна. На первом этаже имелись большой зал, контора и торговые помещения, на втором-апартаменты хозяина, а на третьем и на чердаке, высота которого достигает 16 метров, были оборудованы склады. Товары хранились также в подвалах.

Фасад дома украшают восемь пилястров, увенчанных изящными капителями. На крыше с правой и с левой сторон - изображения голов фантастических животных. Дом имеет два портала, богато украшенных резьбой по камню. Каменотесные работы выполнены переселенцем из Цюриха И. Бодемером, а пластические украшения изготовил скульптор из Стокгольма Д. Валтер, который уже в конце 70-х годов избирает местом жительства Ригу. Темная, крытая глазурованной черепицей крыша издали привлекает взор своим необычным блеском. «Овальный зал» в доме на улице Шкюню, 17 (архитектор К. Хаберланд)

В большом зале этого дома в былые времена собирался цвет общества богатых рижан.

... Приятно греют голландские кафельные печи, украшенные голубым орнаментом. В сверкающих латунных канделябрах горят свечи; нежные тени ложатся на белые гипсовые скульптуры, установленные вдоль стен на высоких пьедесталах. В одном конце зала устроена небольшая сцена, закрытая бархатным занавесом. Здесь нередко выступают труппы бродячих комедиантов.

Долго по вечерам не гаснут свечи в этом богатом доме3. После спектакля подается ужин. Слуги без устали подносят все новые блюда и напитки; служанки в нарядных накрахмаленных передниках предлагают фрукты. Лишь когда часы показывают далеко за полночь, спускаются они в свои тесные подвальные каморки, чтобы рано утром начать новый трудовой день. Дом на улице Смилшу, 5 (архитектор К. Хаберланд)

Интенсивное строительство в Риге продолжалось в течение всего XVIII столетия. И в этот период строились красивые дома, хотя и не такие характерные, как в XVII веке.

Новым этапом в развитии жилищной архитектуры Риги явился период с 1775 по 1825 год. Это была пора стремительного роста денежного хозяйства, период накопления капитала. Прежний двор при доме к тому времени стал не нужен: кроме лошадей, рижане уже не держали никакого скота. Поэтому излишними стали и многочисленные хозяйственные постройки. На их месте зажиточные бюргеры стремятся строить себе жилые дома, приспособленные к новым условиям и потребностям быта, с роскошными гостиными, столовыми, спальнями, детскими.

Здания этого периода-кирпичные с плоскими перекрытиями; лишь погреба остаются сводчатыми. Главный фасад украшают колонны, пилястры и изящные гипсовые фигуры, напоминающие античные, чаще всего древнеримские образцы.4 Однако сохраняются и многие черты барокко. Гордость хозяев по-прежнему составляют пышные порталы. Они нередко объединены с окном и балконом главного (второго) этажа в единый композиционный комплекс. Колонный зал в Музее истории города Риги и мореходства (архитектор К. Хаберланд)

В конце XVIII века много зданий в этом стиле построил архитектор К. Хаберланд. Их можно увидеть на улице Пиле, 9, Смилшу, 5, Шкюню, 17, Вец-пилсетас, 17, Комунала, 4 (здание фундаментальной библиотеки Академии наук) и в других местах. Зачастую в этих домах нет помещений для прислуги. Она ютилась в так называемой людской, находившейся на дворе рядом с каретником и конюшней.



1В Старой Риге сохранились 24 таких амбара, больше всего на улицах Вецпилсетас и Сарканас гвардес.
2Дом Рейтерна находится на улице Марсталю, 2/4. Его великолепный фасад сохранился полностью, интерьер же сильно изменен перестройками. Портал с колоннами в стиле барокко не имеет себе подобных среди порталов других светских зданий Риги.
3Дом Данненштерна, сохранившийся до наших дней, находится на улице Марсталю, 21.
4Появляется новый стиль-классицизм.