Первое каменное строение

Весной следующего—1201 года1, как только море освободилось ото льда, епископ Альберт снова в Риге. Вместе с ним—большой отряд вооруженных рыцарей и многочисленная свита: священники, монахи, купцы, ремесленники. Вскоре на берегу реки Риги, рядом с торговым поселением ливов, возникает фактория иноземцев. Сюда в 1201 году Альберт перенес из Икшкиле свою резиденцию. В сосновом бору за дюнами рубят лес и подвозят его к месту стройки. Немецкие ремесленники работают не покладая рук. Быстро вырастают жилые дома и хозяйственные постройки. Над ними возвышается епископский замок и рядом—небольшая церковь, которую называют Домским собором (так в средние века именовали главную церковь епископства или архиепископства).

Как и дома местных жителей, здания, сооруженные немцами,—деревянные, но они более стройные и легкие на вид, с крутыми скатами крыш. Замок епископа—в летописях он обычно называется епископским подворьем2—построен с таким расчетом, чтобы в случае опасности в нем могли укрыться все жители селения.

Стремясь еще лучше обеспечить свою безопасность, пришельцы приступают также к возведению каменной оборонительной стены из доломита. Его добывают на берегах Даугавы около Саласпилса и доставляют на баржах в Ригу.

Чем больше разрастается немецкое селение, тем независимее ведут себя его хозяева, тем активнее они действуют. Всякими ухищрениями и посулами они стараются склонить старейшин ливов к принятию христианства. Под страхом папского проклятия и других кар иностранным купцам запрещено теперь заходить в устье реки Лиелупе, где расположена гавань земгалов. Торговцам рижских поселений это, конечно, выгодно, и поэтому чуть ли не каждое воскресенье на берегу Даугавы происходит обряд крещения.

Но обычаи и законы того времени таковы, что все принявшие христианство подчиняются власти епископа Альберта, то есть теряют свою независимость. И вскоре те, кто хочет торговать в Риге, имеют дело уже не со старейшинами ливов, а с епископом и его людьми. В походах, которые епископ предпринимает против других народностей Прибалтики, жители рижских селений участвуют под его знаменем. В награду за это епископ велел освободить их от уплаты церковной десятины.

В 1204 году рядом с епископским подворьем началось строительство необычного для здешние мест замка3, впоследствии названного «белокаменным». Он и на самом деле белый, так как строится из саласпилсского известняка. Это— замок Ордена меченосцев.

Епископ Альберт основал этот орден еще в 1202 году, чтобы иметь в своем распоряжении постоянное войско. Он хочет не только укрепиться в Риге, но также обратить в христианство и подчинить себе все население Ливонии, установить на прибалтийских землях свое политическое господство.

Рыцари ордена, одетые в пышный наряд—белый плащ с вышитыми красным мечом и крестом,—с варварской жестокостью воюют по всему Прибалтийскому краю. Но их главная опорная база—замок, построенный в Риге. В его мощных корпусах, с трех сторон окаймляющих замковый двор, расположены резиденция магистра (главы ордена), жилые помещения рыцарей, а также большой зал собраний и капелла св. Георгия, где происходят богослужения. С севера, около реки Риги, территорию замка замыкает городская оборонительная стена. Бывшая церковь святого Георгия

Эта мощная крепость—сильнейший оплот и разбойничье гнездо ордена—существовала до 1297 года. В том году вспыхнула распря между орденом и городом Ригой: горожане ворвались в замок, расправились с рыцарями, а управляющего замком (ком-тура) за бороду поволокли к виселице. Замок был разрушен дотла. Сохранился лишь зал собрании, который был в дальнейшем объединен с капеллой и вместе с ней образовал здание церкви св. Георгия.

В двадцатых годах XVI века в Риге началось движение реформации, оно приняло широкий размах и протекало весьма бурно. В нем участвовала и городская беднота, жаждавшая лучшей доли. Ее недовольство выливалось в стихийные выступления.

Возбужденные толпы врывались в церкви, сжигали иконы, громили алтари, разбивали статуи и священные сосуды. Не избегла этой участи и церковь св. Георгия.

В дальнейшем здание не использовалось больше для культовых нужд. Перестал в нем куриться ладан, замолкли заунывные молитвы. Подвергшись разгрому и опустев, церковь стала служить более прозаическим целям: ее превратили в склад, где хранились лен, конопля, кожа, зерно и другие товары, поступавшие в Ригу. На смену этим товарам впоследствии пришли другие, но бывшая церковь, скромно занимая свое место в ряду других домов, и поныне служит амбаром. С течением веков ее светлые стены потемнели. Изредка приходят сюда группы экскурсантов, желающих посмотреть на старейшее здание Риги, а иногда около него располагается с мольбертом художник, чтобы запечатлеть на холсте суровое средневековое строение, на серых стенах которого причудливо играют свет и тень.



1В этом году Рига впервые упоминается в летописях.
2Епископское подворье, по некоторым данным, находилось в районе нынешней церкви Иоанна.
33амок находился на территории нынешнего Двора Конвента (Конвента сета), между улицами Калею и Скарню.