Домский собор

Построенная епископом Альбертом Домская церковь уже не удовлетворяет его. Ему нужен более представительный собор, который своим видом поражал бы приезжих, свидетельствуя о могуществе епископа и о достигнутых им в Ливонии успехах. Для него это важно еще и потому, что торговцы и ремесленники Риги в 1209 году приступили к строительству своего храма—церкви Петра. А ведь самым красивым и роскошным должен быть собор епископа. план Домского собора и монвстыря

1211 год. На торжественную церемонию—освящение места для строительства новой церкви—собралось все высшее духовенство. В лучах солнца сверкают золотые узоры на ризе епископа, развеваются хоругви с изображением святой Марии. Ей епископ Альберт посвятил завоеванные им прибалтийские земли и город Ригу. В ее честь решил он назвать собор церковью святой Марии.

Место, избранное Альбертом для строительства, находилось за пределами епископского подворья — на территории бывшего кладбища. Зал Домского капитула

Вскоре в сооружении собора участвовали чуть ли не все рижские мастеровые—каменщики, каменотесы и другие, знавшие толк в строительстве. Возводимое ими здание было во многих отношениях необычным для здешних мест. Своеобразен был, в частности, сам план строения, напоминавший по форме крест. Мощные стены1 местами достигали двухметровой толщины. Полуциркульные крестовые своды церкви поддерживались высокими колоннами; завершения оконных ниш также были полуциркульные.

Строительством руководили опытные готландские и немецкие мастера. Епископ Альберт денег не жалел; он мог не скупиться, так как выкачивал достаточно богатств из завоеванных им прибалтийских земель. Бюст ливаВсе же, несмотря на все старания, строительство затянулось до середины XIII столетия, и Альберт не дожил до его окончания. Его похоронили в недостроенной церкви, как говорится в летописи, «под третьим камнем, под светильником». Прошли века, прежде чем Домский собор стал таким, каким мы его видим сегодня.

Рядом с собором был построен монастырь для домского капитула—собрания высших духовных сановников епископства. Мощные кирпичные корпуса этого здания охватывают четырехугольный двор. Вдоль всего первого этажа тянется галерея с крестовыми сводами, открытые проемы которой обращены на двор. Это так называемый крестовый ход, по которому с заунывными песнопениями, с горящими свечами в руках некогда шествовали монахи, поминая страдания и смерть Христа. По крестовому ходу, соединяющему все части бывшего монастыря, можно пройти и в церковь. Резьба по дереву («Адам и Ева»)

Рядом с крестовым ходом в XIII столетии был сооружен также сумрачный зал собраний Домского капитула, под массивными сводами которого обсуждались важнейшие церковные дела. Здесь сановники епископства вымаливали божье благословение для католической церкви во всем, что она творила на завоеванных ею прибалтийских землях.

Нам неизвестны имена строителей Домского собора и монастыря. Может быть, одним из них был тот лив, чей каменный бюст по сей день виднеется на консоли северо-восточного фасада церкви. Эта скульптура, напоминающая, по замыслу ваятеля, об участии коренного населения Риги в строительстве Домского собора, многое повидала на своем веку. Церковь неоднократно перестраивали и расширяли; вместо известняка в качестве строительного материала все шире применялся кирпич. Элементы романского стиля, в котором собор был первоначально построен, постепенно дополнялись другими архитектурными стилями. В XV столетии был повышен средний неф и сооружена высокая, стройная башня. Резьба по дереву, украшающая проспект органа (работа органного мастера И. Раба)

В годы реформации Домский собор, как и другие церкви, подвергся разгрому. Пострадало и его ценное, созданное в течение веков внутреннее убранство. Сохранились лишь две резные работы по дереву, относящиеся к XV веку. Одна из них изображает святую Марию, другая—Адама и Еву в райском саду. Имена мастеров, создавших эти произведения, неизвестны.

Домская церковь пострадала и во время большого пожара 1547 года. Свой нынешний вид собор приобрел лишь в конце XVIII века, после ряда перестроек2. В нем представлены архитектурные стили почти всех прошедших со дня его основания культурно-исторических эпох. Барьер возле скамей братства черноголовых

Постепенно интерьер Домской церкви вновь обогатился художественными ценностями. В конце XVI столетия и - ней был установлен орган. Его создатель — органный мастер И. Раб — украсил его своеобразной резьбой по дереву в виде фантастических животных, ангелов, цветочных гирлянд. В верхней части органного проспекта нашлось даже место для скульптурных портретов «отцов города» — членов рижского магистрата. В XVII и XVIII веках другие резчики по дереву дополнили художественное оформление органного проспекта довольно тяжеловесным орнаментом, по форме напоминающим вьющиеся диковинные растения. Все эти украшения сохранились и после того, как в 1883—1884 годах старый орган был заменен новым, обладавшим, благодаря большему количеству труб, более мощным и богатым звучанием. Эпитафия – надгробный знак, посвященный врачу Н. Химзелю

В 1641 году в церкви поставили новую кафедру в стиле барокко, работы скульптора-резчика Т. Гейнца. В XVII столетии резьбой по дереву украсило свои места в церкви и братство Черноголовых, установив барьер с ритмично чередующимися статуями и горельефами своего патрона—святого Маврикия.

В XVI—XVIII веках в соборе появились высеченные в камне эпитафии над могилами усопших, похороненных под каменным полом церкви. В XIX веке были созданы витражи, на которых запечатлены момент закладки собора и торжественная встреча шведского короля3 — одного из завоевателей Риги.

Четырежды4 башню Домского собора поражала молния, и каждый раз при восстановлении ее видоизменяли, пока, наконец, в 1776 году шпиль не приобрел свою нынешнюю, чуть приземистую форму. Крестовый ход

Церковь страдала и от паводков: не раз заливали ее весенние воды Даугавы, а дважды - во время больших наводнений 1709 и 1744 годов-уровень воды, затопившей собор, достигал человеческого роста.

Деревянные дома вблизи Домской церкви то и дело уничтожались пожарами, а на пепелищах жители строили новые дома. Так постепенно утолщался культурный слой. Кроме того, на случай наводнений берег Даугавы около собора повышали насыпями из песка. В результате уровень земли вокруг церкви поднимался, а сама она как будто погружалась в землю. В наши дни, чтобы достичь порога северного портала Домского собора, надо спуститься на шестнадцать ступенек вниз, а ведь когда-то для этого приходилось подниматься вверх... Фрагмент северного портала

Если бы высеченный в камне лив мог говорить, он рассказал бы о великом труде строителей, о том, что каждый камень, каждый кирпич, уложенный в стены собора, был полит потом ливов и латышей. Это относится не только к Домской церкви. Все каменные строения Риги возводились местными ремесленниками-каменщиками и плотниками, а ими в течение всего средневековья и еще позже, вплоть до XVIII столетия, были латыши, о чем свидетельствует состав цеховых организаций.

Не только здание церкви меняло свой облик - неоднократно перестраивались и монастырские корпуса. После реформации Домский монастырь был закрыт и его помещения использовали для других целей. Крестовый ход и двор стали рынком, а на первом этаже бывшего монастыря разместили городскую библиотеку. В 1778 году здание подверглось реконструкции по проекту главного строительного мастера Риги Кристофа Хаберланда. Был снесен верхний этаж над восточной галереей крестового хода и на его месте построено помещение для городской библиотеки. Это так называемый Колонный зал - один из выдающихся памятников архитектуры классицизма в Риге. Звездчатый свод

Лишь в наше время полностью отданы народу культурные ценности, которые он создавал своим трудом на протяжении многих веков. Бывшие монастырские корпуса ныне занимает Музей истории города Риги и мореходства. Интерьер Домской церкви был в 1959-1962 годах реставрирован под руководством советских архитекторов Э. Славиетиса и В. Другиса, взявших за основу проекта внутреннее убранство церкви в XVI веке. Старый собор с его могильными плитами, старинной резьбой по дереву и мастерски выполненными витражами стал крупнейшим и красивейшим концертным залом Риги. С былой мощью и все же как-то по-новому звучит под его готическими сводами великолепный орган. Домский концертный зал

В 1919 году, после установления Советской власти в Латвии, в помещении Домского собора устраивались массовые собрания и так называемые "концерты-митинги", с его кафедры выступали уже не черноризники, а руководители молодой Латвийской Советской Республики, и под сводами старой церкви, подхваченный тысячеголосым хором, мощно звучал гимн мирового пролетариата - "Интернационал".



1Они и сейчас видны в старейшей (алтарной) чести Домского собора.
2Корпус церкви, построенный в ХШ столетии, образует ее нынешнюю центральную часть - хор, или главный неф алтарной части, и поперечный неф.
3В 1621 году Ригу осадил и занял шведский король Густев П Адольф. (Прим. перев.)
4В 1614, 1629, 1705 и 1755 годах.